Консультации для родителей:
Правила эффективного общения с детьмиПри общении с ребёнком Вам помогут эти правила:
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
• ребенок убедится, что вы его слышите;
• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
· Используйте время, проводимое вместе с ребёнком, играя в игры, которые вы знаете с детства. Это должно легко включаться, укладываться в семейный стиль взаимодействия ребенком, быть естественным и логичным развитием этих отношений. Например, ручки можно развивать, перебирая с бабушкой гречку, общую координацию – плавая, делая с папой зарядку, лазая по деревьям на даче. А для развития речи и кругозора нужно просто... говорить с ребенком (при этом решается множество и более тонких психологических проблем).
· Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.
«Ласковый мелок» Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Взрослый говорит ребенку следующее:
«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
Эту игру можно использовать перед сном, во время отдыха.
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.
Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).
· Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «Дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
· Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость ребенок захочет расположить в одном месте).
· Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
1. Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.
Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.
1. Стройте вместе с ребенком «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!
5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
6. Игра «Обзывалки» Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.
Учите управлять ребенка своим эмоциями
· Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
· Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
· Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
· Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Инновационные методы: аква-гимнастика, биоэнергопластика,
кинезиологические упражнения в работе с детьми.
Важнейшей проблемой дошкольного детства
на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М. М. Кольцовой,
Е. И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со
степенью сформированности у него пальцевой моторики.
Доказано, чем активнее и точнее движения
пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Помимо традиционных здоровьесберегающих
технологий применяют нетрадиционные методы, которые носят игровой характер и
вызывают положительные эмоции у детей дошкольного возраста. К таким нетрадиционным формам можно отнести
аква-гимнастику, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения.
Нетрадиционные здоровьесберегающие
технологии можно проводить с детьми как часть индивидуальной или подгрупповой
коррекционной образовательной деятельности, а также как самостоятельный вид деятельности
в свободное время.
Аква - гимнастика для пальчиков и рук – это
занимательные игры в воде.
Вода – одно из первых веществ, с которым
дети начинают играть и экспериментировать.
Ни для кого не секрет, что маленькие
дети любят игры с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со
специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с
самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов
самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка,
улучшают функции рецепторов проводящих путей. Время занятий, начиная от 5-7
минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее
воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта,
расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка,
вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и
умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает
напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие,
происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок
получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного
психического развития.
«Пальчиковые игры и игры в воде» - это
инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые
тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с
лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность
детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети
старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими
предметами и т. д.
Пальчиковые упражнения в воде должны
быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление
кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И. П.) – кисти рук
под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И. П.
Игра «Морская звезда»
И. П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы
разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая
ладонь от поверхности ванны.
Игра «Рыбка»
И. П. – кисти рук лежат на поверхности
воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Рак»
И. П. – кисти под водой. Мизинец,
безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы
выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем
попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний,
безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я
ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра «Дельфин»
И. П. – ладони выпрямлены и направлены
вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и
поднимая вверх над водой.
Дельфин – малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Игра «Акула
И. П. – пальцы, кроме большого,
выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так,
чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем
волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
Игра «Маленькая лодочка»
И. П. – обе ладони соединены вместе.
Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую
лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра «Пароход»
И. П. – обе ладони соединены ковшиком,
все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты
вверх и соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки он несет.
Игра «Дождь»
И. П. – пальцы разведены в стороны.
Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
Игра «Волны»
И. П. – ладони поставлены на поверхности
воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные
движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют.
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по
развитию речи детей и включает в себя три понятия: био - человек, энергия -
сила, пластика- движение. Биоэнергопастика – это содружественные движения рук и
языка.
Биоэнергопластика используется в работе
с детьми поэтапно:
1. Сначала необходимо разучить с детьми
необходимые артикуляционные упражнения;
2. Затем упражнения выполняются в
сопровождении ведущей руки (например, упр «Чашечка» с рукой в виде ковша, упр
«Улыбка» руки разводим в стороны, упр «Трубочка» пальцы руки соединяем и
вытягиваем вперёд;
3. Затем вводятся две руки;
4. В конечном итоге упражнение
выполняется при помощи движения артикуляционных органов, движений рук и под музыку,
счет, стихотворные строки.
Биоэнергопластика оптимизирует
психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем
параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время
занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она
позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению
упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не
видят свою артикуляцию.
Динамические упражнения нормализуют
мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая
движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от
себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и
влево - вправо.
“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут
вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют
развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку
принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики
солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с
улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к
среднему.
“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к
ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу,
имитируя положение “чашечки”.
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
Кинезиология происходит от греческого слова “кинезис” (kinesis, что
означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” (logos,
которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология— научная и
практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать
межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены
на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет
развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях
психики. Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть
направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиология относится к
здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые
способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие
упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на
сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Они развивают тело, повышают
стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают
зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку,
совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.
Для результативности
коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
• Кинезиологическая гимнастика
проводятся утром, длительностью 5-15 мин. ;
• Упражнения выполняются в
доброжелательной обстановке;
• Кинезиологическая гимнастика проводится
систематично, без пропусков;
• От детей требуется точное выполнение
движений и приемов;
• Упражнения проводятся по специальным
комплексам, длительностью 2 недели.
Кинезиологическое упражнение
«Лягушка» (Поочередно одна рука
сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
Кинезиологическое упражнение
«Здравствуй» (Пальцами правой руки по
очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Кинезиологическое упражнение
«Колечко». (Поочередно перебирать
пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный,
средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного
пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой
рукой отдельно, затем обеими руками вместе)
Покатилось, покатилось
Олино колечко
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка
Кто с крылечка сойдёт?
Кто колечко найдёт?
Кинезиологическое упражнение «Ухо –
нос» (Левой рукой возьмитесь за
кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите
ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
Кинезиологическое упражнение «Блины» (Ладони рук переворачиваем на столе. Сначала одинаково,
затем в разном порядке)
Мама нам печёт блины
Очень вкусные они
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной
Кинезиологическое упражнение
«Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь,
ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по
8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
Т.о. регулярное выполнение комплексов
упражнений кинезиологической гимнастики, аква-гимнастики, биоэнергопластики
способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы
полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие
интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации
детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в
свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Правила эффективного общения с детьми
При общении с ребёнком Вам помогут эти правила:
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
• ребенок убедится, что вы его слышите;
• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
· Используйте время, проводимое вместе с ребёнком, играя в игры, которые вы знаете с детства. Это должно легко включаться, укладываться в семейный стиль взаимодействия ребенком, быть естественным и логичным развитием этих отношений. Например, ручки можно развивать, перебирая с бабушкой гречку, общую координацию – плавая, делая с папой зарядку, лазая по деревьям на даче. А для развития речи и кругозора нужно просто... говорить с ребенком (при этом решается множество и более тонких психологических проблем).
· Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.
«Ласковый мелок» Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Взрослый говорит ребенку следующее:
«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
Эту игру можно использовать перед сном, во время отдыха.
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.
Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).
· Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «Дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
· Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость ребенок захочет расположить в одном месте).
· Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
1. Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.
Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.
1. Стройте вместе с ребенком «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!
5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
6. Игра «Обзывалки» Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.
Учите управлять ребенка своим эмоциями
· Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
· Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
· Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
· Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Инновационные методы: аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения в работе с детьми.
Важнейшей проблемой дошкольного детства
на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М. М. Кольцовой,
Е. И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со
степенью сформированности у него пальцевой моторики.
Доказано, чем активнее и точнее движения
пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Помимо традиционных здоровьесберегающих
технологий применяют нетрадиционные методы, которые носят игровой характер и
вызывают положительные эмоции у детей дошкольного возраста. К таким нетрадиционным формам можно отнести
аква-гимнастику, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения.
Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии можно проводить с детьми как часть индивидуальной или подгрупповой коррекционной образовательной деятельности, а также как самостоятельный вид деятельности в свободное время.
Аква - гимнастика для пальчиков и рук – это
занимательные игры в воде.
Вода – одно из первых веществ, с которым
дети начинают играть и экспериментировать.
Ни для кого не секрет, что маленькие
дети любят игры с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со
специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с
самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов
самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка,
улучшают функции рецепторов проводящих путей. Время занятий, начиная от 5-7
минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее
воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта,
расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка,
вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и
умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает
напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие,
происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок
получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного
психического развития.
«Пальчиковые игры и игры в воде» - это
инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые
тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с
лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность
детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети
старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими
предметами и т. д.
Пальчиковые упражнения в воде должны
быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление
кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И. П.) – кисти рук
под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И. П.
Игра «Морская звезда»
И. П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы
разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая
ладонь от поверхности ванны.
Игра «Рыбка»
И. П. – кисти рук лежат на поверхности
воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Рак»
И. П. – кисти под водой. Мизинец,
безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы
выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем
попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний,
безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я
ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра «Дельфин»
И. П. – ладони выпрямлены и направлены
вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и
поднимая вверх над водой.
Дельфин – малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Игра «Акула
И. П. – пальцы, кроме большого,
выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так,
чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем
волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
Игра «Маленькая лодочка»
И. П. – обе ладони соединены вместе.
Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую
лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра «Пароход»
И. П. – обе ладони соединены ковшиком,
все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты
вверх и соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки он несет.
Игра «Дождь»
И. П. – пальцы разведены в стороны.
Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
Игра «Волны»
И. П. – ладони поставлены на поверхности
воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные
движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют.
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по
развитию речи детей и включает в себя три понятия: био - человек, энергия -
сила, пластика- движение. Биоэнергопастика – это содружественные движения рук и
языка.
Биоэнергопластика используется в работе
с детьми поэтапно:
1. Сначала необходимо разучить с детьми
необходимые артикуляционные упражнения;
2. Затем упражнения выполняются в
сопровождении ведущей руки (например, упр «Чашечка» с рукой в виде ковша, упр
«Улыбка» руки разводим в стороны, упр «Трубочка» пальцы руки соединяем и
вытягиваем вперёд;
3. Затем вводятся две руки;
4. В конечном итоге упражнение
выполняется при помощи движения артикуляционных органов, движений рук и под музыку,
счет, стихотворные строки.
Биоэнергопластика оптимизирует
психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем
параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время
занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она
позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению
упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не
видят свою артикуляцию.
Динамические упражнения нормализуют
мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая
движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от
себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и
влево - вправо.
“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут
вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют
развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку
принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики
солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с
улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к
среднему.
“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к
ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу,
имитируя положение “чашечки”.
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
Кинезиология происходит от греческого слова “кинезис” (kinesis, что
означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” (logos,
которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология— научная и
практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать
межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены
на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет
развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях
психики. Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть
направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиология относится к
здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые
способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие
упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на
сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Они развивают тело, повышают
стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают
зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку,
совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.
Для результативности
коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
• Кинезиологическая гимнастика
проводятся утром, длительностью 5-15 мин. ;
• Упражнения выполняются в
доброжелательной обстановке;
• Кинезиологическая гимнастика проводится
систематично, без пропусков;
• От детей требуется точное выполнение
движений и приемов;
• Упражнения проводятся по специальным
комплексам, длительностью 2 недели.
Кинезиологическое упражнение
«Лягушка» (Поочередно одна рука
сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
Кинезиологическое упражнение
«Здравствуй» (Пальцами правой руки по
очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Кинезиологическое упражнение
«Колечко». (Поочередно перебирать
пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный,
средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного
пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой
рукой отдельно, затем обеими руками вместе)
Покатилось, покатилось
Олино колечко
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка
Кто с крылечка сойдёт?
Кто колечко найдёт?
Кинезиологическое упражнение «Ухо –
нос» (Левой рукой возьмитесь за
кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите
ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
Кинезиологическое упражнение «Блины» (Ладони рук переворачиваем на столе. Сначала одинаково,
затем в разном порядке)
Мама нам печёт блины
Очень вкусные они
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной
Кинезиологическое упражнение
«Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь,
ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по
8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
Т.о. регулярное выполнение комплексов
упражнений кинезиологической гимнастики, аква-гимнастики, биоэнергопластики
способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы
полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие
интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации
детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в
свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития
дошкольников с общим недоразвитием речи.
«Проводим лето с пользой»
возможность гулять с детьми, играть с ними на природе. Важно организовать с детьми игры – полезные для развития, расширяющие кругозор и знания ребенка об окружающей красоте природы.
Консультация для родителей«Ребенок у экрана телевизора»
Консультация для родителей:Игры с мячом.
Консультация для родителей
по профилактике ОРВИ и
гриппа у детей
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по профилактике ОРВИ и ГРИППА
Как решать конфликты в семье?
В любой семье возникают конфликты. Это нормальный процесс поскольку, все люди разные. У всех свои потребности и желания. Рано или поздно в семье возникает столкновение интересов. Конфликтуют братья и сестры, мамы и папы. Избежать этого практически невозможно, поэтому нужно научиться разрешать конфликты.
Важно добиться, чтобы обе стороны были в выигрыше. Для этого придется найти решение, которое устроит и родителей, и детей. Как это сделать? Читайте ниже.
1 шаг - уточните суть конфликта.
Выслушайте ребенка, узнайте, что ему нужно, в чем затруднение или проблема.
2 шаг - озвучьте позицию ребенка.
Благодаря этому он убедится, что вы действительно его слышите, готовы понять его чувства.
3 шаг - выскажитесь сами.
Вы выслушали ребенка, теперь можете рассказать о своих желаниях. Но здесь есть важное условие. Используйте форму “Я-сообщение”. Говорите о своих переживаниях, но не пытайтесь охарактеризовать ребенка или его поведение.
4 шаг - соберите предложения.
Подумайте вместе с ребенком, как решить эту ситуацию. Позвольте ему первым найти вариант решения. После этого предлагайте свои варианты. Если предложений будет много, запишите их на листе бумаги. Но никакое из предложений не отвергайте.
Лишь после того, как все варианты решения проблемы будут учтены - переходите к следующему шагу.
5 шаг - выберите правильное решение.
Обсудите варианты, которые подходят обоим, остановитесь на одном и претворите его в жизнь.
Вот так, шаг за шагом, вы научитесь решать конфликты в семье, покажете ребенку хороший пример и увидите, в дальнейшем детям будет легче обходить стороной ссоры или разборки.
Возбудитель энтеробиоза - мелкие тонкие острицы белого цвета, обитающие в кишечнике человека. Длина самки острицы достигает 9-12 мм, самца - 2-3 мм. Один конец гельминта заострен (отсюда и идет название), а другой закруглен. Энтеробиозом болеют только люди. Домашние животные безопасны в отношении заражения человека. Главный путь заражения - оральный (заглатывание яиц остриц в рот загрязненными руками). В зрелом состоянии острицы паразитируют в нижних отделах тонкого и в верхних отделах толстого кишечника.
Пути передачи:
Источником энтеробиоза является больной человек, зараженный острицами. Домашние животные безопасны в отношении заражения человека. Главный путь заражения - оральный (заглатывание яиц остриц в рот загрязненными руками). Может быть неоднократное самозаражение.
Яйца остриц при расчёсывании прилипают к пальцам, попадают под ногти, руками загрязняются предметы обихода, продукты, в этом круговороте яйца опять поступают в организм человека через рот и снова начинается новый цикл развития. От больного энтеробиозом заражаются другие, при контакте.
Признаки заболевания и его последствия:
Клиника энтеробиоза разнообразна, основным и наиболее ранним симптомом является перианальный зуд, который возникает вечером или ночью в результате выползания самки остриц из анального отверстия, где она откладывает яйца, после чего погибает.
Больной энтеробиозом становиться капризным, раздражительным, нервным, теряет аппетит. Отмечается похудение, ухудшается память, нарушение сна, в ночное время зуд и жжение в области заднего прохода и промежности, дети обычно спят беспокойно, капризничают. У некоторых больных преобладают кишечные расстройства: учащенный кашицеобразный стул с примесью слизи, схваткообразные боли в животе. Нередко наблюдаются тошнота, рвота, скрип во сне зубами, аллергические состояния, отставание в росте и весе.
При расчесывании кожи возможно развитие экземы, появление гнойной сыпи. Энтеробиоз провоцирует развитие аппендицита в связи с заползанием остриц в червеобразный отросток. Особенно тяжело протекает заболевание у девочек: заползание остриц в половые органы приводит к воспалительным заболеваниям.
Возбудитель энтеробиоза весьма устойчив к воздействиям факторов окружающей среды и дезинфицирующим средствам. В окружающей среде он может находиться в жизнеспособном состоянии до 25 суток. Острицы легко передаются от человека к человеку в семье и коллективе. Поэтому одним из основных методов борьбы с энтеробиозом является профилактика.
Профилактика
Главное в профилактике энтеробиоза - соблюдение правил личной гигиены. Больные энтеробиозом подлежат обязательному лечению. Лицам, которые находились рядом с инвазированным, проводится обследование на энтеробиоз.
В соответствии с санитарными правилами и нормами, в целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии. Один раз в год в детских дошкольных учреждениях и коллективах младшего школьного возраста проводятся плановые профилактические обследования детей и обслуживающего персонала (после летнего периода, при формировании коллектива). В случае заболевания энтеробиозом профилактические мероприятия проводят в период лечения и ближайшие 3 дня после его окончания. Необходимые меры:
- ежедневная 2-кратная влажная уборка помещения (ручки дверей, шкафов, выключатели, игрушки, полы у плинтусов и под мебелью, вентиляционные решетки и места скопления пыли);
- в течение 3-х дней, начиная с первого дня лечения, пылесосить одеяла, матрацы, подушки или вытряхивать их вне помещений;
- ежедневная смена постельного белья, полотенец с последующей стиркой и проглаживанием горячим утюгом;
- твердые и резиновые игрушки моют с применением моюще-дезинфицирующих средств;
- мягкую мебель, ковры, дорожки, мягкие игрушки пылесосят с последующим обеззараживанием ультрафиолетовым бактерицидным излучением;
- фекалии перед спуском в канализацию обеззараживают дезинфицирующими средствами.
Рекомендации родителям по уходу за детьми:
- прививать детям навыки личной гигиены тела, отучать детей от привычки брать в рот пальцы и игрушки;
- часто мыть руки с мылом, намыливая их два раза;
- коротко стричь ногти;
- ежедневно менять нательное белье;
- чаще менять постельное белье, стирать при температуре не ниже 60 град, проглаживая утюгом (губительное воздействие на яйца остриц оказывает выдерживание постельных принадлежностей и мягких игрушек на улице на морозе или летом на ярком солнце в течение 2- 3 часов);
- проводить регулярную влажную уборку помещения с частой сменой воды и полосканием тряпок для мытья полов под проточной водой.
Консультация для родителей:
«КАК
ДОГОВОРИТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?»
«А зачем с ним договариваться?» -
спросите вы.
А затем, что вы любите своего
ребенка, а любовь, настоящая любовь подразумевает, что к любимому человеку
относятся с уважением.
Некоторые могут сказать: «некогда мне
с ним договариваться». Тогда возникает закономерный вопрос: «у вас есть более
важные дела?»
Ведь детство – это фундамент, на
котором будет строиться вся дальнейшая жизнь. Крепкий, устойчивый фундамент
складывается из основополагающих установок:
Меня любят независимо от моих
поступков (безусловная любовь)
Мир – это место, которому можно
доверять.
Стремление взрослого говорить и
договариваться с ребенком является одним из обязательных условий для закладки
прочного фундамента. А прочный фундамент в детстве - это психически здоровая,
гармонично развивающаяся личность в перспективе.
Как же все-таки можно договориться с ребенком?
Например: Сын – очень любит качаться
на качелях. Он может заниматься этим очень долго, однажды мы прокачались с ним
целый час. И он был готов еще продолжать. Когда мне казалось, что мы качаемся
уже очень долго, я просто брала его и уносила от качелей, это мое действие
вызывало с его стороны бурный протест. И все страдали из-за этих качелей.
Тогда я стала говорить заранее:
«Миша, сейчас я раскачаю тебя один, последний раз. Покажи один пальчик. И потом
мы пойдем домой». К моему удивлению, этот нехитрый прием сработал, качели
остановились, Миша слез и спокойно отправился домой. Теперь качели у нас обоих
вызывают только положительные эмоции. Для того, чтобы договориться с ребенком в
первую очередь надо научится его слушать. В психологии есть такое понятие: активное
слушание. Что это значит? Начнем с примера. Мама сидит во дворе на
скамейке, к ней подбегает её трехлетний сын со слезами: «Он отнял мою машинку!»
Ответ обычной мамы: «Ну ничего, поиграет и отдаст».
Ответ активно слушающей мамы: «Ты очень огорчен и рассержен на
него».
Чем второй вариант лучше первого?
Бросается в глаза его необычность и непривычность. Но во втором ответе мы не
бросаем ребенка наедине с горем, а показываем ему, что мы понимаем и принимаем
его переживания. И готовы слушать дальше. Активно слушать ребенка значит
возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Такое буквальное сочувствие производит на ребенка совершенно особое
впечатление. В результате активного слушания:
- ослабевает то отрицательное переживание, с
которым ребенок пришел к вам.
- ребенок начинает больше
рассказывать о себе.
Договориться с ребенком вам поможет и
сказка.
Например: Миша целый вечер играл в
«теремок». Для этого с нижней полки большого углового шкафа он вытащил все
вещи, залез туда сам и прихватил еще несколько игрушек. И вот эта компания
дружно в теремке жила по какому-то одному Мише ведомому распорядку. А когда
пришло время ложиться спать, Миша заявил, что будет спать в своем теремке. И
притащил подушку из кроватки и улегся в шкафу, свернувшись в три погибели, ноги
на полу. Я поняла, что так дело не пойдет. С загадочным видом присела на
кровать и говорю: «Миша, иди сюда я тебе что-то расскажу». Заинтригованный
ребенок подошел, я посадила его на колени и стала рассказывать: Когда ты бегал
в другую комнату я слышала, как переговариваются наши вещи в шкафу. Мы так
устали за день, хотим поспать, но мы не можем спать, когда рядом шебуршится этот
мальчик. Нам нравится, когда шкаф закрыт - ворчали твои колготки. Да ладно вам,
- говорили папины рубашки,- он же маленький пусть спит с нами в шкафу. Ну уж
нет, мы хотим, чтобы все было как всегда, пусть Миша спит в кровати а уж мы в
шкафу, - заявили трусы и носки. Ну хорошо, - авторитетно забасил пиджак, -
давайте попросим Мишу поспать на кровати, а завтра пригласим снова поиграть в
нашем шкафу. Я думаю, тогда все будут довольны? Да, - ответили вещи с полок.
После рассказа Миша пошел в свой теремок и лег на подушку. Я уже подумала, что
это не сработало, но решила сделать еще одну попытку. Подошла и говорю:
«Мишутка, давай не будем мешать спать нашим вещам, пусть они отдохнут». Миша
немногословно сказал: «Да». Встал, взял подушку, отнес ее на кровать и лег сам.
В заключение хотим пожелать вам
успехов в эффективном общении с ребенком. И помните, главное – это безусловная
любовь.
Не «сегодня ты плохо вел себя в
садике - я тебя не люблю», любовь – это не предмет торга. Это поступок может
быть плохим, а ребенок он всегда любимый.
Комментариев нет:
Отправить комментарий