Эстетические
чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его
духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому
огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем
развитии личности ребёнка.
В связи с этим
первая задача семьи, если дело идёт об эстетическом воспитании ребёнка, – это
развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.
Это вполне
доступная задача. Даже самому маленькому ребёнку присущи элементарные
эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает
удовольствие, слушая весёлую песенку. Как часто мы слышим от ребёнка
восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок! Смотри, какая
бабочка!» Но мы, к сожалению, не всегда обращаем внимание на это.
Как и все
способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита,
воспитана. Ребёнок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более
бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их. Уже на
основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребёнка развиваются
эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой
формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру.
Самое страшнее
в человеке, в ребёнке, в подростке – это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса
к явлениям и предметам.
Как же можно и
должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребёнка в
семье?
Большое
значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть,
рассматривать, отдать себе посильный отчёт в увиденном. Наблюдательность
обогащает знания, зрительные представления ребёнка о предметах, способствуя
эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у
ребёнка находятся в тесной взаимосвязи.
Одно из
наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании – систематическое
поощрение ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных
особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с
другими, хорошо ему знакомыми предметами.
Любая экскурсия
с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для
ребёнка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко забываются при этом.
Правильно делает мама, когда во время прогулки она говорит ребёнку: «Посмотри,
какое сегодня красивое небо. Нежно-голубое, с лёгкими, как бы танцующими
облаками. Обрати внимание на листочки осины, осенью они совсем тёмно-красные; у
берёзки золотистые, а у клёна особенно яркие, пёстрые, одни жёлто-оранжевые,
другие жёлто-зелёные. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу».
Надо обращать
внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их
различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие
всего этого ребёнком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют
большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к
своему городу, к своей стране.
Эстетическую
восприимчивость у ребёнка следует развивать, привлекая его внимание к мелким
повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например,
сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору,
заставляет ребёнка бережнее к ней относиться. Это обязывает родителей
внимательно выбирать вещи, которыми ребёнок пользуется в повседневной жизни,
избегать вещей безвкусных по форме и украшению.
Большие
возможности для развития художественно-эстетической восприимчивости дают
занятия по рисованию.
Очень важен с
самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребёнка в семье. Рисуя,
ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает
посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Стремясь передать это
отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Воспитание
живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в
его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение, наконец, продуманная
организация общения ребёнка с искусством – всё это доступно семье, матери. И
это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся
личности ребёнка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий