Консультация для родителей: Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Этапы развития фонематического восприятия:
1. Развитие неречевого слуха (развитие слухового восприятия, внимания, чувства
ритма).
2. Развитие фонематического слуха.
3. Формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1 этап. Развитие неречевого слуха На данном этапе используются игровые упражнения, направленные на:
• распознавание предметов по характерному шуму (звуку) (губная гармошка, свисток, дудочка, погремушка, крупа в коробке и т.д.);
• дифференциацию шумов (звуков) (шелест листьев, шуршание бумаги, шум воды, ветра, хлопанье, скрип, стуки)
• дифференциацию силы звучания предметов (большой барабан и маленький барабан)
• определение направления шума (звука)
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д. На данном этапе можно использовать следующие игры:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
«Угадай, на чем играли?»
3. Формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1 этап. Развитие неречевого слуха На данном этапе используются игровые упражнения, направленные на:
• распознавание предметов по характерному шуму (звуку) (губная гармошка, свисток, дудочка, погремушка, крупа в коробке и т.д.);
• дифференциацию шумов (звуков) (шелест листьев, шуршание бумаги, шум воды, ветра, хлопанье, скрип, стуки)
• дифференциацию силы звучания предметов (большой барабан и маленький барабан)
• определение направления шума (звука)
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д. На данном этапе можно использовать следующие игры:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
«Угадай, на чем играли?»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения
различать инструмент на слух по его звучанию. Педагог знакомит детей с
музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, дудочкой, бубном и другими. За
тем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей
угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы
и играет на нем.
«Что ты слышал?»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения
различать шумы природы на слух по его звучанию. Детям предлагается послушать
аудиозапись: шум дождя, ветра, плеск волн, пение птиц и другие, с одновременной
демонстрацией соответствующих картинок (капли дождя, море с волнами, птицы и
другие). При повторном прослушивании дошкольники должны определить, что они
услышали, выбрав одну из предложенных картинок.
«Угадай, что делают?».
Цель: научить детей определять выполняемое действие по
характерному звуку.
«Угадай, что звучит?»
Цель: учить детей дифференцировать шумы с контрастным
звучанием. Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару,
называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог
предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит
колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает
ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» —
спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит
колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали
звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
«Угадай, что в коробочке?»
Цель: научить детей дифференцировать шумы с
незначительными по силе звучания различиями
«Угадай, что делать?»
Цель: научить детей соотносить характер своих действий с
изменением силы звучания предмета. Детям раздают по два флажка, и предлагается
выполнить следующее задание: если бубен звучит громко, то надо поднять флажки,
если бубен звенит тихо, то надо держать руки внизу.
«Большой - маленький»
Цель: учить дифференцировать предметы по силе звучания.
Детям предлагается прослушать и сопоставить звучание больших и маленьких
предметов (два барабана, два бубна, две погремушки, два колокольчика, два
молоточка). Затем все предметы убираются за ширму, и детей просят угадать, какой
предмет звучит – большой или маленький.
«Где позвонили?» Цель: учить детей определять направление звука. Дети садятся в
круг. Логопед выбирает водящего, который становится в его центре. По сигналу
водящий закрывает глаза. В это время кому-нибудь из детей дается бубен
(колокольчик и т.п.) и предлагается позвонить. Водящий не открывая глаз, должен
рукой указать направление, откуда доносится звук. Если водящий ошибся, он
отгадывает еще раз, затем назначает другого водящего.
«Полянка»
Цель: узнавать ритмический рисунок. На полянку собрались дикие
животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза,
белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий