29 мар. 2021 г.

 

Консультация для родителей: Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
 

Этапы развития фонематического восприятия: 

1. Развитие неречевого слуха (развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма). 
2. Развитие фонематического слуха. 
3. Формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза. 
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ 
 1 этап. Развитие неречевого слуха На данном этапе используются игровые упражнения, направленные на:  
• распознавание предметов по характерному шуму (звуку) (губная гармошка, свисток, дудочка, погремушка, крупа в коробке и т.д.); 
• дифференциацию шумов (звуков) (шелест листьев, шуршание бумаги, шум воды, ветра, хлопанье, скрип, стуки)
 • дифференциацию силы звучания предметов (большой барабан и маленький барабан) 
• определение направления шума (звука)
 На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д. На данном этапе можно использовать следующие игры: 
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ 
«Угадай, на чем играли?» 
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. Педагог знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, дудочкой, бубном и другими. За тем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем. 
«Что ты слышал?» 
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать шумы природы на слух по его звучанию. Детям предлагается послушать аудиозапись: шум дождя, ветра, плеск волн, пение птиц и другие, с одновременной демонстрацией соответствующих картинок (капли дождя, море с волнами, птицы и другие). При повторном прослушивании дошкольники должны определить, что они услышали, выбрав одну из предложенных картинок. 
«Угадай, что делают?».
 Цель: научить детей определять выполняемое действие по характерному звуку. 
«Угадай, что звучит?» 
Цель: учить детей дифференцировать шумы с контрастным звучанием. Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма. Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
«Угадай, что в коробочке?»
Цель: научить детей дифференцировать шумы с незначительными по силе звучания различиями «Угадай, что делать?» 
Цель: научить детей соотносить характер своих действий с изменением силы звучания предмета. Детям раздают по два флажка, и предлагается выполнить следующее задание: если бубен звучит громко, то надо поднять флажки, если бубен звенит тихо, то надо держать руки внизу. 
«Большой - маленький» 
Цель: учить дифференцировать предметы по силе звучания. Детям предлагается прослушать и сопоставить звучание больших и маленьких предметов (два барабана, два бубна, две погремушки, два колокольчика, два молоточка). Затем все предметы убираются за ширму, и детей просят угадать, какой предмет звучит – большой или маленький. «Где позвонили?» Цель: учить детей определять направление звука. Дети садятся в круг. Логопед выбирает водящего, который становится в его центре. По сигналу водящий закрывает глаза. В это время кому-нибудь из детей дается бубен (колокольчик и т.п.) и предлагается позвонить. Водящий не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначает другого водящего. 
«Полянка» 
Цель: узнавать ритмический рисунок. На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий