Консультация для родителей:
«КАК
ДОГОВОРИТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?»
«А зачем с ним договариваться?» -
спросите вы.
А затем, что вы любите своего
ребенка, а любовь, настоящая любовь подразумевает, что к любимому человеку
относятся с уважением.
Некоторые могут сказать: «некогда мне
с ним договариваться». Тогда возникает закономерный вопрос: «у вас есть более
важные дела?»
Ведь детство – это фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая жизнь. Крепкий, устойчивый фундамент складывается из основополагающих установок:
Меня любят независимо от моих
поступков (безусловная любовь)
Мир – это место, которому можно
доверять.
Стремление взрослого говорить и
договариваться с ребенком является одним из обязательных условий для закладки
прочного фундамента. А прочный фундамент в детстве - это психически здоровая,
гармонично развивающаяся личность в перспективе.
Как же все-таки можно договориться с ребенком?
Например: Сын – очень любит качаться
на качелях. Он может заниматься этим очень долго, однажды мы прокачались с ним
целый час. И он был готов еще продолжать. Когда мне казалось, что мы качаемся
уже очень долго, я просто брала его и уносила от качелей, это мое действие
вызывало с его стороны бурный протест. И все страдали из-за этих качелей.
Тогда я стала говорить заранее:
«Миша, сейчас я раскачаю тебя один, последний раз. Покажи один пальчик. И потом
мы пойдем домой». К моему удивлению, этот нехитрый прием сработал, качели
остановились, Миша слез и спокойно отправился домой. Теперь качели у нас обоих
вызывают только положительные эмоции. Для того, чтобы договориться с ребенком в
первую очередь надо научится его слушать. В психологии есть такое понятие: активное
слушание. Что это значит? Начнем с примера. Мама сидит во дворе на
скамейке, к ней подбегает её трехлетний сын со слезами: «Он отнял мою машинку!»
Ответ обычной мамы: «Ну ничего, поиграет и отдаст».
Ответ активно слушающей мамы: «Ты очень огорчен и рассержен на
него».
Чем второй вариант лучше первого?
Бросается в глаза его необычность и непривычность. Но во втором ответе мы не
бросаем ребенка наедине с горем, а показываем ему, что мы понимаем и принимаем
его переживания. И готовы слушать дальше. Активно слушать ребенка значит
возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Такое буквальное сочувствие производит на ребенка совершенно особое
впечатление. В результате активного слушания:
- ослабевает то отрицательное переживание, с
которым ребенок пришел к вам.
- ребенок начинает больше
рассказывать о себе.
Договориться с ребенком вам поможет и
сказка.
Например: Миша целый вечер играл в
«теремок». Для этого с нижней полки большого углового шкафа он вытащил все
вещи, залез туда сам и прихватил еще несколько игрушек. И вот эта компания
дружно в теремке жила по какому-то одному Мише ведомому распорядку. А когда
пришло время ложиться спать, Миша заявил, что будет спать в своем теремке. И
притащил подушку из кроватки и улегся в шкафу, свернувшись в три погибели, ноги
на полу. Я поняла, что так дело не пойдет. С загадочным видом присела на
кровать и говорю: «Миша, иди сюда я тебе что-то расскажу». Заинтригованный
ребенок подошел, я посадила его на колени и стала рассказывать: Когда ты бегал
в другую комнату я слышала, как переговариваются наши вещи в шкафу. Мы так
устали за день, хотим поспать, но мы не можем спать, когда рядом шебуршится этот
мальчик. Нам нравится, когда шкаф закрыт - ворчали твои колготки. Да ладно вам,
- говорили папины рубашки,- он же маленький пусть спит с нами в шкафу. Ну уж
нет, мы хотим, чтобы все было как всегда, пусть Миша спит в кровати а уж мы в
шкафу, - заявили трусы и носки. Ну хорошо, - авторитетно забасил пиджак, -
давайте попросим Мишу поспать на кровати, а завтра пригласим снова поиграть в
нашем шкафу. Я думаю, тогда все будут довольны? Да, - ответили вещи с полок.
После рассказа Миша пошел в свой теремок и лег на подушку. Я уже подумала, что
это не сработало, но решила сделать еще одну попытку. Подошла и говорю:
«Мишутка, давай не будем мешать спать нашим вещам, пусть они отдохнут». Миша
немногословно сказал: «Да». Встал, взял подушку, отнес ее на кровать и лег сам.
В заключение хотим пожелать вам
успехов в эффективном общении с ребенком. И помните, главное – это безусловная
любовь.
Не «сегодня ты плохо вел себя в
садике - я тебя не люблю», любовь – это не предмет торга. Это поступок может
быть плохим, а ребенок он всегда любимый.
Комментариев нет:
Отправить комментарий