Консультация для педагогов: Аналитический отчет педагога ДОУ
На современном этапе каждый
педагог дошкольного образования должен поставить свою работу с позиции
профессионального развития. А значит, ему необходимо найти ответы на два
вопроса:
- Какого уровня я хочу достичь в
своей деятельности?
- Каким образом я могу этого добиться?
Для того, чтобы обеспечить целостность и результативность своего труда, необходимо координировать деятельность и подчинить её одной цели, решению определённой проблемы. Для этого важно уметь грамотно анализировать, прогнозировать и планировать свою деятельность, формулировать проблемы, ставить цели и задачи, выбирать методы их решения.
Педагогический аналитический
отчёт, предусматривающий анализ внутренней информации, - один из важнейших
элементов отчётной документации дошкольного учреждения.
Отчёт необходим:
- для подведения итогов
проделанной работы за год в каждой возрастной группе;
- грамотного планирования дальнейшей
деятельности воспитателя;
- оформления аттестационного
Портфолио;
- установления преемственности
работы в минувшем и новом учебном году;
- составления очередного годового
плана ДОУ.
Технология написания отчёта
предусматривает пять этапов:
- сбор данных о состоянии
воспитательно-образовательного процесса (наблюдения, беседы, тестирование,
анкетирование и т.д.);
- изучение и анализ полученных
данных;
- определение факторов и условий,
оказывающих положительное влияние на конечный результат;
- выявление проблем;
- поиск способов устранения
выявленных недостатков.
Воспитатели часто говорят о том,
что порой легче выполнить работу, чем отчитаться о сделанном. По качеству
написания отчёта администрация ДОУ может составлять представление не только о
результатах трудовой деятельности за год, но и о деловых качествах каждого
воспитателя. Для того, чтобы эта оценка была высокой, необходимо грамотно
подойти к составлению качественного аналитического отчёта. Это можно сделать
только хорошо зная основные требования, которые к нему предъявляются.
В аналитическом отчёте за год должны
быть отражены основные результаты, оценка их динамики по сравнению с предыдущим
отчётным периодом и прогноз работы на следующий год. Для наглядности можно
использовать табличную форму предоставления данных, при необходимости в виде диаграмм и графиков.
Язык отчёта должен быть деловым, изложение – кратким и ясным. Объём его не
должен быть большим, важно сжато излагать факты.
Для грамотного написания отчёта
педагогу понадобится следующая документация:
- перспективный и календарный
планы работы с детьми за прошедший год;
- план и анализ проведённых
мероприятий;
- результаты мониторинга освоения
детьми основной образовательной программы ДОУ;
- план и результаты
взаимодействия с родителями (отзывы, анкетирование и т.д).
С учётом вышеперечисленного алгоритм
написания аналитического отчёта можно представить следующим образом:
1. Общая характеристика группы, в
которой велась работа. (Указываются данные о количестве и возрасте детей на
начало и конец года; уточняется, сколько среди них девочек и мальчиков;
описываются особенности развития и взаимоотношений воспитанников в группе.
2. Анализ плана за прошедший
учебный год. (Описание работы с детьми, взаимодействие с родителями, повышение
уровня квалификации самого педагога; сочетание задач плана работы воспитателя и
задач годового плана ДОУ, удалось ли его выполнить, а если нет, то указываются
причины невыполнения; поясняется, в какой мере достигнуты цели и выполнены
задачи, поставленные в прошедшем году.
3. Краткая характеристика мероприятий,
проведённых в течение учебного года с целью решения каждой из задач.( название
мероприятия, дата проведения, статус (групповое, общесадовское, выездное),
участники(дети, родители, сотрудники), результаты, отражающие положительные и
отрицательные стороны.
4. Данные о результатах участия
детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях и т.п., можно
поместить отзывы родителей.
5. Работа с родителями. (Акции,
анкетирования, собрания и т.д. На что были направлены, какие результаты
принесли).
6. Работа по обновлению
развивающей предметно-пространственной среды в группах. (Оформление,
изготовление пособий, проведение выставок, оформление уголков и т.д.), какое
влияние это оказало на детей, впечатление на родителей и педагогов.
7. Результаты мониторинга
освоения детьми основной общеобразовательной программы.
8. Анализ работы по повышению
квалификации и распространению педагогического опыта педагога (курсы повышения
квалификации, участие в семинарах, круглых столах, методических объединениях,
профессиональных конкурсах, наличие печатных работ, ведение страницы на сайте
или собственного профессионального сайта и т.д.).
9. Общий вывод о проделанной
работе. (Указать, насколько успешно были решены определённые задачи
перспективного плана)
10. Определение цели и задач на
следующий учебный год, дальнейших направлений работы по реализации намеченных
стратегий.
Примерный образец аналитического отчёта представлен
в приложении 1.
Приложение
1.
Примерный образец аналитического отчёта о работе за
20____ - 20____ учебный год.
1. Общая характеристика группы.
Состав группы:
Всего человек:_____________
Возраст детей от_____ до _____ на начало года.
Мальчиков__________________ Девочек________________
В течение года дети развивались
согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику
по всем направлениям развития. Все дети хорошо адаптировались а детском саду.
2. Анализ плана за прошедший
учебный год.
Работа группы ______________ осуществлялась (проводилась)
исходя из основных годовых задач в соответствии с годовым планом работы МДОУ
"Детский сад №4" на 20___ - 20____ учебный год.
Перед воспитателями группы были
поставлены следующие задачи
(перечислить):_______________________________________________________________________
В течение года строго соблюдался
режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.
Согласно плану проводились медицинское, педагогическое обследования
воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребёнка и
группы в целом.
С детьми систематически
проводились занятия в соответствии с основной образовательной программой ДОУ и
утверждённым расписанием непосредственной образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: речевое развитие, физическое развитие, познавательное
развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-личностное развитие.
Для интеграции разных видов
детской деятельности в рамках темы и распределения основной образовательной и
совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы
планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и
календарного планов) и составлена рабочая программа группы.
3. Краткая характеристика
мероприятий.
В течение года в группе были проведены
следующие мероприятия с детьми: Дни здоровья, Неделя безопасности, День матери
и т.д. _________________________________________________________________
4. Данные о результатах участия
детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях
Воспитатели приняли участие в
конкурсах городского, регионального и всероссийского уровней: __________________________________________.
А также воспитанники приняли участие в следующих конкурсах: ______________________________________.
Воспитатели вместе с детьми
участвовали в ______________(например: экспериментальной работе, был реализован
проект и т.д.).
В ходе проведённых мероприятий
были получены как положительные, так и отрицательные результаты: _____________________________________.
В результате анализа полученных
результатов были сделаны выводы о том, что в следующем году при проведении
мероприятий с детьми необходимо особое внимание обратить на:
___________________________ ( используется отчёт о проведении мероприятий за
20__-20__ учебный год).
5. Работа с родителями
В течение года в группе
систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены
перспективный и календарный планы, согласно которым были проведены следующие
мероприятия: (перечислить с примерными датами) ________________________. В свою
очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и
совместных мероприятиях ДОУ и группы. На протяжении учебного года детям и
родителям была предоставлена возможность поучаствовать в разнообразных проектах
(указать каких). Наиболее яркими были следующие мероприятия: (перечислить, дать
краткий анализ, приложить отзывы родителей)_____________________________.
6. Работа по обновлению
развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
Плодотворной оказалась и работа
по обновлению развивающей предметно-пространственной
среды.____________________________________________________________________
(Например: были полностью заменены предметно-развивающие центры, появились
новые (какие), приобретены игрушки, игры, оборудование, пособия и т.д.). Чётко
организованная работа по преобразованию РППС в группе оказала благоприятное
влияние на развитие творческих способностей детей. Воспитанники проявили
большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении
игр и пособий.
7. Результаты мониторинга
освоения детьми основной общеобразовательной программы. ( в сравнении с началом
учебного года) Приложение № 1 к отчету
Образец:
Мониторинг качества освоения
детьми основной общеобразовательной программы ДОУ за 20___-20___ учебный год
показал следующие результаты: (можно дополнить диаграммой)
Анализ выполнения требований к
содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми
программного материала показывает стабильность и позитивную динамику по всем
направлениям обучения, воспитания и развития.
Положительное влияние на этот
процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов,
администрации ДОУ и родителей, а также использование приёмов развивающего
обучения и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Знания и навыки, полученные
детьми в ходе занятий, необходимо систематически закреплять и продолжать
применять в разнообразных видах детской
деятельности. Особое внимание следует уделить использованию
многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих
развивать соответствующие знания, умения и навыки.
8. Анализ работы по повышению
квалификации и распространению педагогического опыта педагога
В течение года педагоги
распространяли свой педагогический опыт на городском (областном или другом)
уровне, были проведены открытые показы занятий
__________________________________. Педагогами группы __________________(ФИО)
были совместно запланированы и проведены следующие мероприятия
__________________________________________________________________. (Название,
уровень). Это позволило обобщить педагогический опыт по направлению
_________________. Было активное сотрудничество со специалистами, совместно
проведены____________________________ (названия мероприятий, цели, результаты).
Педагогом ___________ в учебном году пройдены курсы повышения квалификации по
теме _______, это позволило углубить свои знания в области _______, по другим
углом взглянуть на проблему _______________, усовершенствовать работу в
направлении ________________. (Тоже и о другом педагоге). Деятельность воспитателей
предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников не только в
рамках основной образовательной
деятельности, но и в ходе режимных моментов. При проведении занятий
использовались как традиционные (наблюдения, беседы, сравнения, мониторинг,
индивидуальная работа), так и нетрадиционные методы работы (психогимнастика,
пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения,
элементы ТРИЗ и т.п.).
9. Общий вывод о проделанной
работе
В минувшем году были выявлены
следующие проблемы и достигнуты успехи.
Проблемы:
-
_________________________________________ (например, не все родители
прислушиваются к советам воспитателей и
продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад.
Воспитанники пропускают утреннюю зарядку, что неблагоприятно сказывается на их
физическом развитии.)
- По результатам мониторинга
____________________________ (например, самой проблемной оказалась
образовательная область «Познавательное развитие» и т.п.);
- ________________________________________________
Успехи:
- Дети научились_____________________
- Освоены новые нетрадиционные
методы работы с детьми;
- Разработан и реализован
проект_____
- _______________
Вывод: результаты деятельности
группы _________________ за 20___-20___ учебный год были тщательно
проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась
целенаправленно и эффективно.
1. Определение цели и задач на
следующий учебный год, дальнейших направлений работы по реализации намеченных
стратегий.
С учётом успехов и проблем,
возникших в минувшем учебном году
намечены следующие задачи на 20___ - 20___ учебный год:
- Продолжение целенаправленной
работы с детьми по всем образовательным областям;
-
Усовершенствование работы с детьми по образовательной области
__________;
- Совершенствование работы по
взаимодействию с родителями по _______________________;
- Продолжение совершенствования
РППС в группе в соответствии с ФГОС__________________(указать какие уголки);
- Повышение уровня педагогического мастерства
путём участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения
квалификации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий